4 февраля
17:00
Лекция Натальи Исаевой
ДВОЙНОЕ ЗЕРКАЛО: КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКЕ
Учебная сцена БДТ
Разговор будет вестись о философском и эстетическом наследии кашмирских шиваитов-тантриков Абхинавагупты и Кшемараджи (ХХ–XXI вв.).
Мы поговорим здесь об учении, где сакральное спасение предстает как «узнавание себя Господом», а сам процесс парадоксальной возгонки энергии в акте художественного творчества становится моделью для восхождения к Шиве. Одновременно намечены и возможные схождения между театральной эстетикой кашмирского шиваизма и живыми точками роста современной театральной практики. Начиная с театральных опытов французского философа и теоретика Антонена Арто (Antonin Artaud), цель которых была заключена в трансформации сознания, алхимической возгонки чувственности, преобразования самой органической, телесной жизни артиста, — и вплоть до сравнительно недавних паратеатральных упражнений Ежи Гротовского, а также лабораторных работ и спектаклей Анатолия Васильева, — всюду мы находим прямое или косвенное, отражённое воздействие идей великих мистиков-кашмирцев.
Поговорим об этом, а также о том, чему визуальная, материальная, телесная природа учится у Слова, взятого в своей высшей, «несказАнной» сущности. У Слова, которое и в адвайта-веданте Шанкары, и в теоретических построениях кашмирцев выступает, прежде всего, как творческая сила, особая «энергия» (śakti), собственным своим художническим усилием способная порождать миры.